Бумага

Бумага для акварели

        В настоящее время выпускают бумагу разнообразных видов – плотную и рыхлую, тонкую и толстую, тонированную, супер белую и не очень . Чтобы разобраться какая бумага подходит вам, нужно на ней порисовать. Формат А4 и А5 удобен для небольших этюдов в походных условиях. Для работы в домашних условиях и в студии можно взять формат Ф3 и больше. Работайте смело, не боясь испортить лист, чем больше испортите бумаги тем быстрее научитесь ее чувствовать. Формат А3 будет лучшим выбором для дошкольников и младших школьников .

Бумага акварельная_фото

      Такая бумага продается во многих магазинах канцтоваров и художественных салонах. Формат А1 и А2 – в листах, А3 и А4 – в папках. Не забудьте заглянуть вовнутрь и убедиться, что там находится нужный вам вид бумаги.

        По фактуре поверхности бумагу обычно делят на три вида:

HP – Hot Pressed – Satin – гладкая

NOT – Cold Pressed – небольшая фактура

Rough – Torchon – выраженная фактура

        Существует большое разнообразие видов тисненого рисунка на поверхности: лен, мороз, яичная скорлупа, изморозь, молоток и много других образных названий. В дальнейшем, кода вы наберетесь опыта и поработаете на разных сортах и форматах бумаги, вы подберете нужный для себя вид. Бумагу нужно научиться чувствовать, как на нее ляжет пятно краски, как оно будет расплываться, насколько лист влажный и сколко воды надо набрать на кисть.

            Плотность определяется весом в граммах одного квадратного метра бумаги, а ощущается по толщине листа, чем толще лист, тем больше плотность. В папках показанных на иллюстрации выше – бумага плотностью 200 г/м ². На обороте папки правильной бумаги всегда указаны: название бумаги,  формат, тип бумаги, количество листов, изготовитель и плотность. В состав акварельной бумаги помимо древесной целлюлозы может входить хлопок, такая бумага стоит дороже. Отечественные производители бумагу для акварели выпускают из отбеленной целлюлозы без добавления хлопка.

        Белизну бумаги технические специалисты характеризуют коэффициентом отражения. Коэффициентом 0,95 обладает оксид цинка из которого делают белила. Величина превышающая 0,94 означает, что в бумаге присутствуют люминофоры, вещества придающие бумаге яркую белизну. Эти вещества переводят невидимую ультрафиолетовую часть спектра в видимое излучение и заставляют бумагу слегка светиться, от этого она кажется ярко белой. Можно заметить что свечение не всегда белое, оно может быть синего или фиолетового оттенка, это зависит от вида люминофора. Свечение хорошо видно на торцевой части пачки бумаги. На упаковке коэффициент часто не указывают, иногда степень белизны отражена в названии, например, «супервайс». Неплохого качества бумагу выпускает отечественный производитель Гознак С.-Петербург (на иллюстрации выше),  она довольно плотная и на ней можно работать синтетическими кистями и даже щетиной не опасаясь разрушить поверхность. Для учебных целей это, пожалуй, самый подходящий вариант. К сожалению со временем она немного желтеет, но этот недостаток можно превратить в преимущество используя подходящий сюжет.   Изображение на старой бумаге получается теплым, мягким и спокойным, от него веет домашним уютом.  Профессионалы предпочитают бумагу плотностью 300 г/м ² и более, на ней острым ножом можно выскабливать мелкие детали добавлять некоторые эффекты жесткой кистью, она меньше деформируется от влаги.

        Тонкую бумагу (менее 200 г/м ²) можно закрепить по краям бумажным малярным скотчем или натянуть на планшет. На толстом листе (от 600 г/м ²) можно работать без какого либо крепления, положив смоченный лист на ровную поверхность.

Подготовка акварельной бумаги_фото       Для работы по мокрому смочите лист с двух сторон под краном или окунув в ванну, дайте ему хорошо пропитаться влагой. Положите на не промокающую поверхность (оргстекло, пластик и т. п.), выгоните пузыри воздуха поролоновым валиком. 

        Если рядом нет ванны или мойки, смочите лист широкой кистью. Сначала оборотную сторону, положив лицевой стороной вниз, затем переверните лист и смочите лицевую сторону. Выгоните пузыри воздуха валиком.  Влажная поверхность листа очень чувствительна к трению, будьте аккуратны.

        При длительной работе лист может подсыхать. Смочите его кистью с обратной стороны, аккуратно приподнимая края.

      Проявляйте изобретательность, смелее придумывайте приемы работы. При необходимости слегка подсушите феном небольшое место на листе, только самую поверхность, где собираетесь прописать мелкие детали четким мазком. Увлажнить прописанное место возможно распылителем  не дающем крупные видимые глазом капли, например аэрографом.

        Ниже приведен список основных зарубежных производителей бумаги для акварели, продукцию которых можно приобрести в художественных салонах.

Arches

Bockingford

Cotman

Langton

Saunders Waterford

Fabriano

Hahnemuhle

       Классические стандартные форматы акварельной бумаги – А3, А2. Европейский стандарт – 56/70, встречается – 70/100. К примеру, итальянское предприятие Fabriano выпускает множество различных форматов среди которых наибольшей популярностью в нашей стране пользуется 56/76.

        Более глубоко изучить и почувствовать нюансы работы на акварельной бумаге вам помогут советы мастеров акварели, их можно посмотреть, например, здесь.

Бумага для карандашного рисунка

        Штриховой учебный рисунок часто называют академическим. Его выполняют на гладкой плотной бумаге ватмане. Очень качественная бумага  в своем составе кроме целлюлозы содержит хлопок, имеет высокий коэффициент отражения и не желтеет со временем. Студенты обычно натягивают ватман на планшет,  загибая края и закрепляя их клеем или кнопками. После смачивания ватман высыхает и натягивается, на нем тогда можно делать длительный многосеансный рисунок.

        Для творческого рисунка можно  использовать любую бумагу, фактура и качество которой соответствуют вашему замыслу. Для лучшей сохранности карандашного (и не только карандашного) рисунка, его прикрывают гладкой калькой, краешек которой загибают на оборотную сторону листа и приклеивают. Так поверхность рисунка не будет тереться и размазываться о другой лист в папке или стопке, где вы храните работы. Кроме того, карандашный рисунок можно закрепить фиксативом.

Бумага для пастели

        Для пастели и других мягких материалов (уголь, соус, сангина, сепия) лучше подходит шершавая или фактурная поверхность. Ею может послужить акварельная, оберточная, форзацная бумага, картон, обототная сторона хромэрзаца. Призводители бумаги выпускают специальную бумагу для пастели различных оттенков. Поверхность на которой можно рисовать мягкими материалами не ограничивается только бумагой, проявите фантазию, поработайте на любой поверхности удерживающей материал которым вы рисуете. Можно встретить работы на бархатистой лайкре и грубой коже, на наждачной бумаге, на тканях и камне.

        Чтобы пастель не осыпалась ее можно закрепить фиксативом. Не переусердствуйте! Распыляйте фиксатив на некотором удалении от пастельного рисунка и в небольшом количестве, иначе пастель потеряет всю прелесть бархатистости, на ней местами могут даже проступить пятна.  Фиксативом можно закреплять рисунки выполненные графитовым карандашом, углем и сангиной. Некоторые художники для того, чтобы сохранить непередаваемую игру бархатистых оттенков, помещают рисунок под стекло не закрепляя фиксативом вовсе.

Фиксатив для карандаша и пастели_фото

Отечественный фиксатив для мягких материалов.

Источник: bafus.ru/sikkens/

Комментирование запрещено