О классификации рисунка
Технику рисования которой обучают в художественных школах и ВУЗах нашей страны можно разделить на штриховую, тоновую и смешанную. Необходимо сразу заметить, что при обучении рисунку требования количественного соотношения жесткого штриха и мягкой градации тона (тушевки) в одном рисунке зависят от видения конкретного педагога.
Штриховая техника рисунка допускает использование не только графитового карандаша но и других материалов, как пастель, сангина, маркер, капиллярная или шариковая тучка ,тушь. Такой техники придерживаются в архитектурных колледжах и ВУЗах для обучения передачи точной поверхностной или конструкционной формы ввиду того, что рисунок частично несет в себе свойства чертежа. Причем графика чертежности относится не только к зданиям, но и к скульптуре, интерьеру, натюрморту и пейзажу. Штриховой рисунок характерен светлым тоном и легкостью, а также четкостью и строгостью формы.
Тоновая техника в чистом виде не пользуется штрихом, а только плавными градациями светлот, называемых растушевкой. Штрих может слегка угадываться в рисунке. Методика тонового рисунка корнями уходит в русский академический рисунок 19 века. Она характерна мягкостью и некоторой размытостью форм, наполненностью пространства воздухом. Общий темный тон рисунка, в следствии техники выполнения рисунка, придает изображению характер слабой освещенности. Характерной особенностью являются более темный тон пространства в углах листа, этот прием позволяет усилить глубину пространства при восприятии перспективы. Для техники растушевки используют мягкие материалы, такие как пастель, уголь, сангина, мягкий графитовый карандаш. На методе тонового рисования базируется обучение академическому рисунку в московской Академии акварели.
Смешанную технику рисунка использует большинство художников в творческом рисовании, она присутствует в большинстве методик преподавания академического рисунка в учебных заведениях искусства России. Институт живописи имени И. Е. Репина в Санкт-Перербурге и художественный институт имени В. И. Сурикова в Москве поддерживают смешанную технику рисунка. Художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, в о отличии от выше упомянутых, использует смешанную технику, где в основе рисунка лежит строгая конструкция формы, по которой накладывается штрих и тон.
Преимущество совмещения двух способов передачи формы, штрихового и тонового, в том, что растушевка передает максимально глубокий тон, а штриховка хорошо передает форму поверхности.
Способы держать карандаш
Длинный карандаш с опорой на мизинец для проведения удлиненных штрихов и линий
Короткий карандаш с опорой на ребро ладони или пальцы для проведения коротких и точных штрихов
Длинный карандаш без опоры на лист. Локоть и запястье имеют полную свободу движения. Разворот кисти ладонью вверх делает неудобное направление штриховки удобным.