Кисти и другие материалы и инструменты для акварели
Вопрос каке кисти приобрести для рисования акварельными красками, пожалуй, более бюджетный чем творческий. Он зависит от суммы которую вы собираетесть потратить и от ваших предпочтений.
Кисти для детей.
Для дошкольников и младших школьников более удобны синтетические кисти, они способны удерживать немного но достаточно воды и краски для комфортной работы. Оптимальным набором может послужить несколько кистей из синтетического волоса. С большими заливками, такими как небо и лужайки, справится белка № 8 или №10. Из синтетики лучше взять кисти с достаточно большой выставкой (длиной волоса), ребенку будет с ней легче рисовать. Кисть с коротким волосом, особенно синтетика, удерживает очень мало воды и краски и кладет небольшие жесткие мазки. Такие мазки почти моментально высыхают, дети обычно пытаются их размазать по сухому листу, старательно протирая дыру в бумаге. Кировская синтетика неплохая, но для детей неудобна. Опыт преподавательской работы показывает, что для детей от 3 до 10 лет более подходят синтетические кисти «Pennello». Они достаточно упругие и в меру мягкие. Не приобретайте ребенку плохие, как правило очень дешевые кисти, они отобъют желание рисавать напрочь. Поищите в художественных салонах «Pennello» круглые №3, 7 и 16-18 а также плоскую закругленную Penello №24. Их достаточно по одной. Это необходимый минимум без которого не обойтись. Для большего комфотрта можно добавить пару плоских закругленных кистей от №6 до №12 по вкусу.
Кисти для профессионалов.
Взрослым и старшим школьникам понадобятся хорошие качественные кисти. Если вы мало рисовали акварелью или не рисовали вовсе, начните с синтетики описанной выше. А если позволяет бюджет добавьте в арсенал колонок. Колонок и синтетика небольших размеров (до №16) хороши для небольших форматов (А4, А3). Формат побольше (50/70 и более) требует много воды и больших кистей, нужен будет еще и флейц. Небольшими кистями синтетикой и колонком на большом формате хорошо делать четкие детали и небольшие пятна. Для длинных линий,(таких как мачты яхт) понадобится еще и шлиппер – тонкая кисть с длинным волосом.
Художники акварелисты обычно пользуются небольшим набором достаточным для их опыта и мастерства. Хотя в мастерской вы обнаружите немалый и очень разнообразный запас кистей всевозможной величины и формы для самых непредвиденных случаев. От тонюсеньких до невероятно толстых, от совсем негодных, стертых до основания, но самых востребованных и обожаемых мастером, до новехоньких фантастической длины или формы. В мастерской можно увидеть еще губки морские и синтетические, ресфедеры, мастехины, линейки странной формы, муштабели с гвоздями или колесами от детских игрушек на конце, флаконы с разными странными жидкостями, например, с бычьей желчью. Вообще обитель настоящего мастера напоминает лабораторию алхимика, там всегда таинственная магическая атмосфера и множество необычных предметов, некоторые из которых подолгу пылятся на полках в ожидании своего времени а какие-то каждый день в деле.
Минимальный набор, который используют большинство профессионалов и который вам может приглянуться, состоит из флейца белки, пони и/или щетины (размер зависит от формата на котороый вы предпочитаете), белки микс серии QA10 компании «Roubloff» №№ 8,10,14 (к волосу натуральной белки добавлена синтетика, что позволяет кисти держать форму), кисти смесь синтетики и колонка серии QD15 компании «Roubloff» №10 (набирает больше воды, чем обычная синтетики и довольно упругая при этом), колонок № 2 или №3 (для мелких деталей). Все перечисленные круглые кисти имеют тонкий кончик, он позволяет делать тонкие детали и широкие заливки одной кистью. Для проведения длинных лини, возможно, понадобится шлиппер, тонкая кисть с длинным волосом.
Волос кисти.
Для акварельной живописи применяются различные виды кистей. Коротко их можно охарактеризовать так:
-
Белка — имеет очень мягкий тонкий волос черного или темно-коричневого цвета. Максимальная толщина волоска не превышает 0,07 мм, поэтому в пухлом пучке она способна удерживать много воды.
-
Красный соболь — его волос несколько тоньше и жестче, чем у колонка, но вполне сопоставим по степени эластичности. Он темнее и более густого коричневого оттенка, чем волос колонка. Кончик пучка более тонкий, потому что сам волос имеет большее сужение. Волос красного соболя не такой длинный, как у колонка, поэтому и пучок короче, чем у колонковой кисти. Большинство производителей кистей не обозначают разницу между волосом красного соболя и волосом колонка, поэтому зачастую заменяют соболем колонок.
-
Колонок — волос более упругий чем у белки, удерживают меньше воды. Это самая «акварельная» кисть для профессионалов. Она удобна как для мягкой проработки деталей, так и для жестких контуров, довольно дорогая.
-
Синтетика — очень разнообразная по жесткости и длине волоса, удерживает значительно меньше воды, цвет рыжий самых разных оттенков и белый. Кисти белого цвета самые жесткие. Чем жестче и короче волос тем меньше воды способна держать кисть. Синтетика удобна как для мягких размытых так и для жестких четких пятен, линий и контуров.
-
Щетина — волос упругий, акварелистами используется в моделировании фактуры и в различных эффектах, противопоказана для легких сортов бумаги. Основное назначение — масляная живопись. Жорошая щетина не растопыривается, не загибается и не деформируется от воды.
-
Другие — такие виды кистей как пони, барсук, хорек в акварели предпочитают не все хедожники, но такие кисти могут быть весьма полезны в росписи фарфора и др. Существуют и более экзотические виды как мангуст, верблюд, ласка, кролик, заяц, лошадь самбо, лань, лиса, куница, кошка. Вы можете подобрать для себя любую кисть, все зависит от ваших предпочтений.
Форма кисти.
По форме небольшие беличьи кисти обычно круглые или плоские, из больших — плоские беличьи флейцы, ими работают на больших форматах. Колонок тоже бывает плоским, круглым, овальным. Синтетика, пожалуй, самая разнообразная по форме: круглая, плоская с прямоугольными краями, плоская с закругленными краями, веерная, шлиппер ( тонкая с длинным волосом). Толщина плоской кисти и длина ее волоса может быть разной. Существуют и другие редкие кисти, например для золочения или для такой экзотики как суми-э.
Кисти из натурального волоса.
Лампемзель — широкая плоская небольшой толщины, напоминающая флейц без ручки из волоса белки и заячья лапка для работы с поталью (тонкими листами сусального золота для золочения поверхностей.) http://www.roubloff.ru/0
Синтетические кисти бывают разнообразной формы круглые, плоские, плоские закругленные (овальные), скошенные и могут иметь разную жесткость. Белый волос самый жесткий.
Основные отечественные производители кистей.
Ижевск — Нылгинский цех №132 (золотое тиснение на ручке).
Сайт производителя http://www.kisti-art.ru
Киров — ПТК Артекс-М (кисти БЖК, белка с черным тиснением на ручке).
Сайт производителя http://artex-m.ru
Киров — «Живописные кисти», выпускает кисти под названием
Roubleff, «Черная речка», Sonnet, Art Market (для Москвы и подмосковья),
Rosa (для Украины), Palitra (для Болгарии)
«Живописные кисти» имеет свое производство ручек и снабжает других производителей.
Сайт производителя http://artop.kirov.ru
Новосибирск — «Компания АЛЬБАТРОС», выпкскает серии «Байкал», Студио», «Баргузин», «Профи», «Мастер».
Сайт производителя http://www.artkisti.ru
Мастехином, рейсфедером или кистью можно наносить резерв (маскирующая субстанция, жидкость содержащая каучук). После высыхания аккуратно удаляется пальцем или ластиком. Несмотря на то, что некоторые профессиональные акварелисты категорически против применения техники резерважа в акварели, с помощью маски можно получать неплохие а порой неповторимые эффекты. Сейчас можно встретить в продаже самые необычные добавки. Для лучшего смачивания применяется бычья желчь. Раствор камеди или гуммиарабика (арабской камеди) усиливает сцепление красочного слоя с бумагой, добавляет блеск и яркость краскам, в толстом густом слое образует кракелюры. Медиум-замедлитель нужен в жаркую сухую погоду. Аквапаста делает краску вязкой, применима для акварели и гуаши. Текстурный медиум придает рельефность мазку. Добавка-блескообразователь создает перламутровое сияние.
В качестве резерва художники еще используют резиновый клей марки А. Недостаток его в том, что он дает очень тонкий слой и акварель может просачиваться в некоторых местах. Наносить клей приходится несколько раз на одно место, дожидаясь подсыхания предыдущего слоя.
Муштабель нужен при проводении длинных прямых линий или ровных широких заливок. Будучи опорой для руки он поможет аккуратно прописать мелкие детали, не прикасаясь к бумаге.
Металлический мольберт тренога, как показывает практика, весьма практичен в студии, дома и на пленере. В сравнении в деревянными трехногими собратьями быстрее раскладывается и собирается, так как имеет меньше настроек. Более компактен и прост в обращении. Занимает меньше места по сравнению с учебным мольбертом хлопушкой, что позволяет группе учащихся более компактоно разместиться в небольшом помещении. Из недостатков следует отметить, что для пленера тяжеловат, поскольку приходится много ходить пешком.