Мягкие материалы

Мягкие материалы: пастель, уголь, сангина, соус. 

        Рисунок мягкими материалами делают растушевкой и штриховкой как в совмещенной технике так и раздельно. Нанесенный материал можно растирать до получения плавных переходов цвета и тона. Чтобы не пачкать руки для растушевки исплользуют палочки из плотно скрученной бумаги или палочки из кожи. Нанесенную на лист пастель можно растирать пальцами, но придется часто мыть руки чтобы не запачкать работу. Набирать пастель можно мокрой кистью и наносить на рисунок тончайшие штрихи как акварелью, что невозможно сделать обычным толстым мелком.  Существенный недостаток такого приема в том, что заметно широкие мазки будут смотреться как акварельные, а значит чужеродными, в общей бархатистой массе рисунка.

    Некоторые художники хранят уголь и соус не в упаковке производителя а в стеклянных баночках, так как пыль от них проникает всюду.

Пастель.

        Слово пастель, по версии многих словарей, происходит от слова паста или каша, пришедшего к нам из европейских языков (нем. Раstеli, франц. раstеl, итал. pastello : раstа «каша»). В Википедии можно прочитать следующее: «Пастель получила своё название от слова «а пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века». В целом это группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. Выпускается также пастель в деревянной обойме такой же, как у обычных карандашей.

Сухая пастель

pastel

        В состав пастели входят сухие минеральные или синтетические пигменты и связующее вещество, часто это камедь, гуммиарабик или другой водорастворимый клей. От количества клея зависит твердость пастельного мелка, которая у разных производителей может сильно отличаться.  Различают 2 основных вида сухой пастели твердую и мягкую. Мягкая пастель позволяет наносить больше пигмента при еденичном касании, оставляет довольно толстый след, которы можно легко растереть. Твердая пастель позволяет наносить тонкие штрихи но оставляет меньше пигмента, который сложнее растирать. Удалить с листа пастель можно лишь частично так как пигмент мелко тертый и проникает глубоко между волокон бумаги. Воспользуйтесь ластиком или клячкой. Исправления на листе все равно будут заметны, поэтому старайтесь прибегать к ним как можно реже. Сухую пастель закрепляют, распыляя фиксатив. Фиксатив надо применять в небольшом количестве  и с осторожностью, лишний фиксатив сделает пастель менее бархатистой,  в худших случаях проявятся пятна. У разных производителей разный диапазон цвета и насыщенности пастельных мелков. Например, подольская пастель обладает слабой насыщенностью цветоов, она дает в рисунке небольшой цветовой контраст, позволяя получать необыкновенной красоты мягкие переходы цвета и тона. Для комфортной работы художники держат под рукой наборы разных производителей.

Масляная пастель

masl_pastel

      Масляную пастель делают из сухого пигмента с добавлением воска и минеральных масел, благодаря воску она не высыхает. Наносить масляную пастелью можно на любую основу: бумагу, картон, холст,металл, стекло, керамику. Составляющее этого художественного материала можно также брать кистью, смоченной в терпентине, уайт спирите, льняном масле или других маслах и разбавителях. Масляная пастель легко плавится под нагревом и напоминает этим технику энкаустики. Плавить масляный мелок можно струей горячего воздуха или открытым пламенем. При нанесении термическим способом толстым слоем цвета масляной пастели несколько тускнеют, что благоприятно для настенной росписи в интерьере. Готовую работу некоторые художники покрывают акриловым лаком чтобы защитить поверхность и придать ей глянец.

Уголь

      Очень мягкий материал. его используют для рисования на самых разных поверхностях таких как бумага, картон,  дерево, шелк, кожа, штукатурка. Итальянский художник эпохи возрождения Ченнино Ченнини описывает в «Трактате о живописи» методику обжигания ивовых веток. Ветки очищались от коры и обжигались в плотно закрытых глиняных горшках при очень высокой температуре. Такие палочки использовались для предварительных набросков на фресках и досках для живописи. Многие художники эпохи Ренессанс предпочитали рисовать угольными палочками из-за возможности корректировать рисунок. В 19 столетии появился прессованный уголь, который изготавливали из угольного порошка, скрепленного клеем.

Уголь рисовальный

    Уголь для рисования (более редкое название фюзен от французского fusain) получали путем сжигания кусков древесины бересклетазаключённых в металлические трубочки. В настоящее время обжигают веточки из ивы, ореха, сливы, липы, березы или розмарина.

ugol1

Уголь прессованый

     В состав прессованого угля кроме древесного угля входит сажа газовая, глина и немного ультрамарина. Смесь на протяжении от двух до четырех часов обжигают при температуре от 400 до 800 градусов Цельсия. Твердость угля зависит от температуры и времени обжига. Прессованный уголь оставляет более темный след, чем натуральный, но тон прессованного угля зависит от процентного соотношения его компонентов. Уголь прессованный продается в виде палочек разной толщины и длины круглого или квадратного сечения.

ugol

Сангина и сепия

      Сангина практически такой же материал как пастель. В соснову сангины входят каолин, мел и окиси железа.  Она бывает разных оттенков по светлоте. Сепия значительно темнее и холоднее по оттенку чем сангина, в рисунке ее часто используют совмесно с сангиной для передачи более глубоких темных тонов. Раньше натуральную сепию изготавливали из чернильного мешка каракатицы, в настоящее время это искуственный краситель.

sangina_sepiya

Соус

     Рисунок соусом обычно выполняют заливками, рязбавляя его водой, а затем делают подштриховку сухим. В сухой технике соус наносят подобно пастели, при этом он  дает более глубокий черный тон по сравнению с углем. Реже можно встретить рисунки выполненные штрихом вытертым острым срезом ластика на покрытым соусм листе. Белые участки можно также выскоблить острым ножом. Некоторые художники работают соусом в технике «сухая кисть». Для такой техники лучше подходит щетина так, как синтетический волос плохо удерживает на себе соус.

sous

Комментирование запрещено